Какие правила рекламы в Инстаграм нужно знать, чтобы не нарушить закон

Автор: Екатерина Леонидова
Чтобы компаниям заявить о себе и продвинуть свои услуги, многие используют таргет в соцсетях и рекламу у блогеров. Но при создании рекламных объявлений важно привлечь внимание креативом и сделать все в рамках закона и правил соцсети. Кратко и простыми словами разберем, чего нельзя делать в Инстаграм по правилам Фейсбук и закону РФ «О рекламе», приведем примеры.

Что нельзя рекламировать в Инстаграм

Так как Инстаграм принадлежит Фейсбуку, все правила рекламы в Фейсбук распространяются и на вторую соцсеть. В статье мы разберем актуальные категории, которые запрещены для рекламирования в Инстаграм, и рассмотрим, как эти ограничения можно обойти.

Запрещенная реклама в Инстаграм

1
Наркотические вещества и пропаганда употребления.
2
Оружие, взрывчатые вещества или боеприпасы.
3
Азартные игры. Частично и в некоторых странах привлечение к азартным играм разрешено, но для Российской Федерации это запрещено законом и контролируется Роскомнадзором. Помимо самостоятельного контроля, Роскомнадзор создал «Единый реестр запрещенной информации» для обращения граждан. Если вы увидели запрещенную рекламу, то можете заполнить форму, чтобы она была заблокирована.
4
Услуги по подделке документов. Правила Фейсбука запрещают рекламировать подделку дипломов, паспортов и иммиграционных документов. Согласно статье 7 п.11 Закона «О рекламе» запрещено рекламировать и любые услуги по написанию за вас учебных работ: выпускные квалификационные работы, доклады, диссертации, курсовые и т. д.
5
Продажа частей тела или биологических жидкостей. Это полностью запрещено правилами Фейсбук и Законом «О рекламе» ст. 7 п.4
6
Вирусы и другие вредоносные программы. Любые программы, которые могут привести к обману или ущербу для человека.
7
Любая тематика, склоняющая к самоубийству. Любая тема или пропаганда суицида запрещена законом РФ.
8
Призывы к экстремистской деятельности. В данный пункт входит и призывы к участию в несанкционированных массовых мероприятиях.
9
Дискриминирующий материал. Реклама прямо или косвенно не должна дискриминировать людей в любом ее проявлении (по национальности, религии, полу, сексуальной ориентации и т.д.).
10
Оборудование для слежки. В данную категорию Фейсбук относит все устройства для скрытого слежения за людьми: камеры, чипы для отслеживания смартфонов и т.д.
11
Товары и услуги 18+. Все товары для взрослых запрещены к рекламе, но, например, если рекламировать средства контрацепции с точки зрения свойств товара, а не получения сексуального удовольствия, тогда это реклама вполне законна, но должна таргетироваться на аудиторию строго 18+.

Например:
✔️Ультратонкие, но прочные презервативы для безопасного секса.
⛔Наши ультратонкие презервативы позволят получить вам максимум удовольствия в постели!
А чтобы понять, что реклама с таким подтекстом работает — собирайте и анализируйте данные по объявлениям.
12
Алкогольная продукция. По правилам Фейсбук не во всех странах запрещена реклама алкоголя, но для России контент, в котором предлагается или даже упоминается алкоголь запрещен законом «О рекламе». Но запрет можно обойти, если рекламировать алкоголь косвенно, например, в рекламе вина для глинтвейна делать акцент на специях и рецепте, а не на самой марке вина.
Вот как обходят запрет некоторые рекламные агентства:
пример рекламы алкоголя
13
Табачные изделия, в том числе кальян, тоже запрещены и правилами, и законом РФ. Однако можно использовать сигареты в нативной или в формате скрытой рекламы (например, когда главный герой ненавязчиво использует в кадре определенный бренд).

Примером нативной рекламы будет служить вариант, когда блогер ведет прямой эфир в Инстаграм и на столе у него лежит пачка сигарет определенной марки. Между словом, он может посоветовать товар: «Кстати, сегодня перешел на электронные сигареты марки N, пока в восторге, буду тестировать дальше. Может кто-нибудь из моих подписчиков пользуются такими же, что можете сказать о них?» и тому подобное.

Контент с ограничениями

Правила размещения рекламы в Инстаграм допускают к таргету некоторые категории товаров, но с обязательным соблюдением условий.
1
Лекарственные препараты.
Правилами Фейсбук: запрещены к рекламированию таблетки отпускаемые по рецепту или содержащие наркотические вещества. Под запретом и небезопасные добавки, в том числе анаболические стероиды, хитозан, окопник, дегидроандростерон, эфедра и гормоны роста человека.

По закону РФ «О рекламе»: лекарственные препараты нельзя таргетировать на несовершеннолетних, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, гарантировать 100% действие препарата без побочных эффектов (в т. ч. умалчивать о них). Медицинские услуги и препараты по прерыванию беременности также запрещены для рекламирования в России по закону «О рекламе».

Если ваши препараты, креатив и текст не входят в перечень ограничений, вы вполне спокойно сможете их рекламировать.
2
Микрофинансирование и запрещенные финансовые продукты (пирамиды и т. д.).
Фейсбук разрешает рекламировать микрозаймы (микрокредиты) сроком от 90 дней. По закону РФ «О рекламе» все условия предлагаемого финансового продукта должны быть прописаны (обычно это большой по объему текст с условиями, ставками и юр. наименованием организации).
3
Контент 18+. Любая реклама с изображением обнаженного тела и характерных интимных поз запрещена для рекламы. Это очень «скользкий» пункт для модерации, т. к. даже частично оголенные части тела даже без особого сексуального подтекста могут быть заблокированы для показа. Т.е. под угрозу попадают салоны красоты и их услуги (шугаринг/эпиляция, контурная пластика лица и тела, методы аппаратного похудения и т. д.).
обжалование не одобренного объявления
Поэтому чтобы пройти модерацию, публикуйте максимально нейтральный контент с минимально открытыми частями тела. В тексте не упоминайте о создании идеального образа (создание ложных представлений о красоте), не указывайте недостатки и не говорите о комплексах и их решениях. Таргетинг на такой вид товара должен быть настроен строго на аудиторию 18+.
Иногда на жесткую модерацию Фейсбука попадают вроде бы безобидные товары или услуги. Например, моим клиентам-косметологам постоянно отклоняют рекламу с любыми фото, где косметолог даже хоть ваткой трет по лицу пациента, не говорю уже про шприц, аппаратную манипулу или результаты «До» и «После». Как мы это обходим? Делаем креативы, где клиент отдельно, а косметолог отдельно, даже на одном фото. Например, фото, где косметолог сидит в кресле, а рядом на кушетке лежит довольный пациент после процедуры или с маской на лице. То есть косметолог не должен трогать лицо и проводить какие-либо манипуляции с клиентом. Тогда рекламному материалу ничего не угрожает.

@potapova.smm
Тамара Потапова, SMM-специалист
Помимо блокировки за обнаженное тело, можно не пройти модерацию и за неправдоподобные результаты. Особенно это касается результатов диет. Например, за 1 месяц похудеть на 50 кг. Также запрещен креатив в формате «До» и «После». В правилах Фейбсук нет такого пункта, однако на практике такие объявления часто отклоняются, т. к. такая реклама может создавать ощущение неполноценности и формировать комплексы.
Блокировка рекламы за фото — это лишь часть, бывает, что клиента подводят тексты. Кавитация и LPG массаж — это любимчики Фейсбука. Клиенты указывают волшебный эффект, например, быстрое похудение на 10 кг — «Лежи и худей», «Фигура мечты без усилий». Но все это не соответствуют действительности, поэтому такие объявления не проходят, даже при самых нейтральных картинках и правильно настроенной аудитории.

@potapova.smm
Тамара Потапова, SMM-специалист
4
Онлайн-знакомства. Для некоторых услуг и продуктов от Фейсбук требуются дополнительные разрешения, например, для сервисов онлайн-знакомств. Чтобы рекламировать такой сайт или приложение, нужно предварительно изучить отдельные правила от Фейсбук, а после создать заявку. После одобрения заявки у вас появится возможность настройки таргета.
5
Криптовалюта. Как и для предыдущего пункта, реклама криптовалюты и иных смежных с этой нишей продуктов требует составления запроса.

Рекламный контент с детьми

Если в рекламе используются несовершеннолетние или таргет направлен на них (Инстаграм разрешает регистрироваться от 13 лет), то запрещено формировать у них комплекс неполноценности, даже косвенно.

Пример запрещенной рекламы: Сережа использует Препарат N от прыщей (на заднем плане видео показывают, что он пользуется популярностью у девочек). А мальчик Вова сидит один и завидует Сереже, потому что не пользуется Препаратом N и познает все прелести переходного возраста.

Нельзя показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях.
Пример запрещенной рекламы: занимаясь паркуром, ты будешь выглядеть круто и станешь звездой школы и соцсетей. Приходи к нам, мы обучаем с 14 лет.

Голое детское тело тоже под запретом, не должно быть даже косвенного намека на сексуальный подтекст.
Дети — тоже очень опасная тема. Не должно быть никакого намека на сексуальность, оголенных поп и вообще голых малышей на фото. Иначе безоговорочный бан. Я работала с детским магазином, и целая проблема была найти фото ребенка в боди, особенно в рекламе товаров, где одежда не предусмотрена. Например, реклама весов для новорожденных.

@potapova.smm
Тамара Потапова, SMM-специалист

Прочие условия для размещения рекламы в Инстаграм

Закон РФ «О рекламе» запрещает некорректно сравнивать свой товар с конкурентом и порочить его деловую репутацию. В этом случае можно понести административную ответственность и получить штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Например:

⛔ Burger King: наши бургеры лучше, чем у McDonalds, и это факт!
✔️ Burger King: вкусу наших сочных бургеров позавидует даже клоун!

Фейсбук строго относится и к авторским правам. Вы не должны публиковать и продвигать материал без права на товарный знак и не нарушать чужую конфиденциальность. Если вы обнаружили такой контент, то можете составить жалобу на нарушение авторского права.

Пример составления жалобы при нахождении поддельного профиля, который использует авторский контент/ притворяется вами:
форма для жалоб связанных с нарушением авторских правил
По правилам Фейсбук в рекламе, продвигающей контент бренда, должны быть отмечены все упомянутые бренды и бизнес-партнеры, с помощью инструмента брендированный контент. Подробнее читайте здесь — Спонсорские посты в Инстаграм.

Ссылки на ресурсы (куда ведет реклама) должны быть рабочими. Текст рекламы не должен содержать ненормативную лексику и ошибки (пунктуация, грамматика). Как проверить текст перед публикацией писали здесь.

Если вы SMM-менеджер и ведете несколько рекламных кампаний, то по правилам Фейсбук у вас должен быть отдельный рекламный аккаунт для каждого рекламодателя. Подключать нового клиента к старому аккаунту, который принадлежал другой компании тоже запрещено. Лучше создайте новый.
Подключайте аккаунты своих клиентов к LiveDune, собирайте и выгружайте данные по рекламе из одного кабинета

Заключение

Фейсбук предупреждает, что при любом нарушении правил или умышленном введении в заблуждение модераторов рекламы, рекламодатели несут ответственность. Помимо блокировки рекламы, Фейсбук может удалить аккаунт в Инстаграм. Особенно эти правила следует изучить блогерам, которые могут от незнания взять какую-то нишу для рекламирования, и SMM-менеджерам, которые несут ответственность за аккаунт клиента.

И напоследок, модераторы не всегда объясняют, почему реклама отклонена. Это можно обжаловать, подав апелляцию. Действительно, бывает, что модерация допускает ошибки, но чтобы не тратить собственные нервы и время, рекомендуем перечитать пункты из нашей статьи и правила Фейсбук, поменять креатив или скорректировать текст, а после пробовать запускать снова.
Если эта статья была вам полезна — поделитесь ею с друзьями.
Дайджест статей из блога
2 раза в месяц подборка простых и понятных статей о том, как продвигаться в соцсетях.

Похожие статьи